Как отличить гиперактивного ребёнка от просто активного? Ребёнок слишком активный, что делать? Во что поиграть?

Во что поиграть с активным малышом?

Популяризация детской психологии приносит огромную пользу, но также имеет некоторые «побочные эффекты»: например, профессиональный термин «гиперактивность» стал применяться по отношению ко вполне обычным детям. Давай разберёмся, как правильно называется просто активный ребёнок, какие признаки в поведении малыша действительно должны насторожить, и чем можно занять маленького непоседу.

Как отличить гиперактивного ребёнка от просто активного?

Существует медицинский диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. Он гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это состояние вызвано генетической предрасположенностью, психологическим климатом в семье, физиологическими особенностями – в общем, целым комплексом фактором. СДВГ нельзя путать с обычным активным поведением, это не просто упрямство или непослушание. Обратиться за помощью нужно, если у малыша есть следующие симптомы:

  • Беспокойная активность. Ребёнок вообще не может усидеть на месте, бегает, прыгает, ползает, постоянно двигает руками и ногами, бесцельно трогает одежду и другие предметы. Несмотря на уговоры родителей, ему действительно сложно остановиться. Гиперактивность заметна даже во сне: разбросанные подушки, ёрзанье, частая смена позы для сна.
  • Невнимательность, неусидчивость. Учёба или игра с правилами, в которые надо вникать, даются гиперактивному малышу с огромным трудом. Ему сложно выполнять монотонную работу, запоминать что-то новое, учить стихи, доводить до конца даже интересные дела вроде рисования или сборки пазлов. Ребёнок задаёт миллион вопросов, но не слушает ответы, быстро теряет нить разговора. Интерес к окружающему миру у него поверхностный, в отличие от обычной детской любознательности. Иногда детям с СДВГ сложно повторить даже то, что было сказано прямо в глаза минуту назад.
  • Импульсивность, нетерпеливость. Такие дети не умеют даже минимально сдерживать свои эмоции, часто капризничают , когда приходится дожидаться своей очереди. Это становится причиной частых конфликтов, в том числе в общении со сверстниками.

Особенно ярко симптомы СДВГ могут проявиться с началом обучения в школе, когда нагрузка на детский организм вырастает многократно. Иногда к типичным проявлениям добавляются неврологические симптомы вроде нервных тиков, головных болей.

Конечно, окружающим такой ребёнок неудобен, а родители чувствуют свою вину за то, что он якобы не умеет себя вести. Но нет никаких причин становиться строже, применять физические наказания и вводить жёсткую дисциплину. Симптомы гиперактивности требуют консультации педиатра и психолога, чтобы разработать правильный подход в воспитании.

Психология активного ребёнка

Конечно, не каждого энергичного малыша можно считать гиперактивным. Все дети временами не слушаются, перевозбуждаются, «разгуливаются» к ночи, балуются в магазине. Активный ребёнок – это нормально! Он не обязан автоматически замедляться каждый раз, когда ты решишь поговорить по телефону или спокойно посидеть с друзьями. А длительные переезды или шумные праздники выводят из равновесия даже взрослых, что уж говорить о детях.

Активный ребёнок – это не плохо или хорошо, это данность. Как бы ты ни старалась, ты не сможешь сделать энергичного малыша спокойным и уравновешенным, а рассеянного – внимательным. Чем больше ты борешься с его природным темпераментом, тем хуже становятся ваши отношения. С определённого возраста дети сами понимают, что некоторые особенности характера нужно сдерживать. Важно, чтобы в это время малыш мог прийти к тебе, честно поделиться переживаниями, попросить помощи. А до этого момента не мучай ни себя, ни его – приспосабливайся!

Подвижные игры для детей дома

Что делать, если ребёнок очень активный? Конечно, играть! Это отличный способ совместного времяпровождения, возможность отдохнуть от уроков или подготовки к школе. Мы собрали несколько весёлых подвижных игр, которые увлекут детей, их родителей, а ещё дадут заряд бодрости и позитива на долгое время. Выбирая очередное развлечение, учитывай возможности квартиры или дома: излишний шум не стоит поднимать поздним вечером, в такое время стоит предпочесть спокойные игры, ну а днём можно повеселиться!

«Удержи шарик»

Для игры понадобится один или несколько воздушных шариков (в зависимости от количества игроков) и немного ловкости. Задача — перенести шарик из одного конца комнаты или коридора в другой, чтобы он не упал, но вообще не касаться его руками. Пусть малыш проявит смекалку, а ты покажи пример: на шар можно дуть, подталкивать носом, подбородком, коленями. Если детей двое или больше, устрой соревнование: кто быстрее донесёт шарик до финиша. А если ребёнок суперактивный, задание можно усложнить, построив дорожку или поставив небольшие препятствия, которые нужно обойти. При этом условие «Не дай шарику упасть!» остаётся в силе.

«Шуточный баскетбол»

Справимся без настоящего мяча. В условиях квартиры предлагаем заменить его небольшими шариками из фольги, а корзину соорудить из детского ведёрка или обрезанной пятилитровой бутыли. Получится баскетбольная корзина с мини-мячами! Чтобы задача по забрасыванию мячиков не была слишком простой, бросать их можно по очереди то левой, то правой рукой, а затем сосчитать, у кого будет больше попаданий за минуту. Или изменять расстояние от игрока до корзины. За самые чёткие броски или за большее количество голов в минуту придумай приятные призы участникам.

«Скалолазы»

Найди в комнате свободную стену. Раздели детей на две команды и предложи участникам игры проходить вдоль стены, прикасаясь к ней как минимум тремя конечностями: рукой и двумя ногами, двумя руками и ногой. Тот, кто нарушит правила, возвращается на старт, и так до момента, пока все участники команды не справятся с заданием.

«Крокодил»

Весёлая подвижная игра, которая одновременно тренирует воображение, внимательность и сообразительность сразу нескольких непосед. Дети могут соревноваться командами, а могут играть «против» одного ведущего. Он загадывает слово или выражение, которое может объяснять только жестами, мимикой и определёнными позами. Другие дети должны отгадать, что имеется в виду, задавая вопросы. Ведущий может кивком головы отвечать «да» или «нет». Отгадавший игрок становится следующим ведущим.

Универсальные занятия для девочки и мальчика 5, 6, 7 лет

Игры с детьми не обязательно должны быть подвижными. С помощью спокойных занятий можно отлично натренировать усидчивость и умение концентрировать внимание.

«Вкусные цифры»

Даже если ребёнок слишком активный, он наверняка не откажется немного «притормозить», чтобы приготовить вкусности вместе с мамой. Предложи ему вместе испечь печенье-цифры, чтобы одновременно и поиграть, и попрактиковаться в счёте.

Приготовь тесто, а малыш пусть раскатывает скалкой колбаски и вырезает цифры. Если у вас нет формочек, цифры можно напечатать на принтере, а затем вырезать трафареты из картона, по которым вырезать уже нужные формы и количество. Как только печенье будет готово, начинается игра! Можно раскладывать цифры в прямом или обратном порядке и даже составлять простые примеры. Совсем не страшно, если парочка знаков вдруг незаметно исчезнет: всё-таки это печенье…

Как вариант игры, такую же математическую выпечку можно сделать несъедобной. Слепите цифры вместе из солёного теста, высушите и разукрасьте их, а затем покройте лаком. Выкладывать примеры из такого счётного материала будет особенно приятно.

«Магазин»

Это, пожалуй, одна из самых любимых игр малышей возраста 4+. Самое весёлое и ценное для них — это, конечно, участие взрослых. Особенно если «валюта» будет по-детски значимой: вместо денег в ход можно пустить любимый десерт или маленькие игрушки. Малыш будет очень рад, мы проверяли!

К тому же вариантов этой игры несколько. Можно разложить предметы на «прилавок», установить «ценники», а «деньги» сделать из нарезанных листов бумаги разного размера, тем самым повторив счёт. А можно попросить называть товар, который хочется купить, без прямого названия, но с описанием. Потом можно меняться ролями и местами за прилавком!

«Продолжи ритм»

Ведущий предлагает детям воспроизвести несложную мелодию с помощью хлопков. Сначала ведущий сам «прохлопывает» ритм, затем игроки по кругу повторяют его. Каждый должен повторить только то количество хлопков, которое идёт до паузы. Соседний игрок продолжает ритмическую цепочку, а если сбивается, не выдерживает паузу или делает лишний хлопок, то выбывает из игры.

«Угадай, что это»

Игра помогает исследовать разные предметы при помощи осязания. Нужно мысленно создавать образы вещей, не видя их, а только прикасаясь. В корзину или контейнер положи несколько предметов так, чтобы игрок их не видел, накрой ёмкость пледом или полотенцем и попроси не подсматривать. Теперь пусть по очереди вынимает предметы с закрытыми или завязанными глазами и угадывает, что это, только с помощью пальцев. Затем поменяйтесь ролями – угадывать предмет теперь должна ты!

Ну а в конце игры можно наградить малыша вкусным полезным напитком PediaSure Малоежка. Можно вместе приготовить клубничный, ванильный или шоколадный! В его составе есть всё необходимое для здорового роста и развития ребёнка: целых 29 витаминов и минералов, омега-3, омега-6 жирные кислоты, белок, пре- и пробиотики — всё, что требуется растущему организму. Настоящий коктейль полезностей!

Надеемся, вам будет очень весело вместе. А перечисленных нами игр хватит на несколько семейных посиделок!

Источники:
1. И.С. Депутат, Ю.С. Джос, Ю.А. Иорданова. Рекомендации по коррекции поведения гиперактивного ребёнка. Архангельск, 2012.
2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Сайт Юнисеф
3. Петрановская Л. В. Если с ребёнком трудно.

--2100044

Семья

Другие истории о малоежках

Мамы и папы пробуют самые современные педагогические приемы, чтобы накормить своего малоежку, и всерьез переживают за здоровье малыша.
Читать